?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Взято из интервью
отсюда
https://buklya.com/intervyu-max-dalin.html
***************************************************
Как Вы вообще относитесь к шумихе по поводу Либрусека? Согласны ли с тем, что некорректно выкладывать произведения в свободный доступ?
**************************************************

Во-от! Вот ещё одна причина, по которой я с издательствами не сотрудничаю. Копирайтинг этот проклятый, кромешная политика авторского права, родом из каменного века – убийцы книг и литературы в целом.Что значит «некорректно»? Книги пишутся для того, чтобы их читали. От сотворения мира книги именно для этого и писались. На заре грамотности – одна Библия на всю деревню; в советские времена – один томик Булгакова или Шекли на весь класс. Всегда были библиотеки. Всегда обменивались книгами. Всегда переписывали от руки, перепечатывали на машинке. И никогда «бесплатное» чтение не считалось неким преступлением, за которое надо отрывать руки и головы.

Лев наш Николаевич Толстой готов был даром раздавать свои сказки и азбуку малоимущим – ему гад-издатель, желающий заработать, не дал. Мандельштам, как легенда говорит, стукачам свои стихи читал – от безнадёжной невозможности найти слушателя, не говоря уж об издателе. Шаламов, Гинзбург, Жигулин – как угодно бы дали читателям свои тексты, да не было у них шансов совсем, ведь, как известно, ««Эрика» берёт четыре копии» — да и те копии нельзя распространять под страхом ареста. Но наши пишущие современники, которые в подмётки не годятся любому из перечисленных писателей, готовы удавиться за неполученный медный грош: ах, мой опус кто-то прочитал даром! Ах, книга – это коммерческий проект!

Да грош и цена книге, которая – коммерческий проект! Хочешь заработать денег – иди шить сапоги, как Зощенко. Колбасой торгуй. Пиши, наконец, подённо в газету, как Чехов. Но позиция писателя «Ах, меня обокрали» привела нашу литературу в очень нехорошие места.

Даже за рубежом пишут, что авторское право и эксклюзивное право издателя может закрыть читателям доступ к огромному большинству книг. Наглядно: издатель купил права на пять лет, издал пятитысячным тиражом – и всё. Книги разошлись. Дополнительный тираж по какой-то причине не вышел. Другие издательства предпочитают эксклюзив – не берут то, что уже засветилось в прессе и книжных магазинах. В свободном доступе книги нет. И где её взять тому, кто в ней нуждается?

Или – пример поближе. Я очень люблю некоторых малоизвестных советских писателей. Где мне брать их книги? В букинистических магазинах? Так должно невероятно повезти – и далеко не всегда везёт. Современный издатель «этим старьём» не интересуется. Так где? Да здравствует не Либрусек даже – Флибуста и другие совсем пиратские ресурсы! Они очень бережно, гораздо бережнее, чем все издатели вместе взятые, сохраняют нашу литературу и доносят её до читателя.

Берут моё? Да на здоровье! Пусть берут. Книге нужен читатель. Я ещё и спасибо скажу.

Быть может, когда-нибудь и попробую этот самый новомодный краудфандинг – экое слово, и не выговоришь! – но убирать тексты из открытого доступа не стану и в таком случае. Кинут копейку в шляпу уличному сказочнику – спасибо, нет – не стану пенять на это. Всегда говорил, что «пиратские сайты» — великое благо, и снова повторю. Они молодцы и делают прекрасное дело.

А продажная лихорадка, превращение книги в коммерческий проект – ещё и для писателя опасны крайне. Для таланта. Дело в том, что писатель должен быть духовно свободен, не ангажирован никем. «Зависеть от царей, зависеть от народа – не всё ли нам равно? Нигде и никому отчёта не давать – себе лишь самому», — единственно верная позиция. Но ведь тяжело этой позиции придерживаться, если продаёшься.

Писатель сам не замечает, как превращается в холуя. В официанта при читателях превращается, «чего изволите-с», в раба аудитории. Читатель приходит и говорит: я тебе деньги платил, давай мне за это хэппи-энд, сделай, чтоб у героя эльфа была в любовницах, да с большим бюстом! Сделай, чтоб наши победили! Не хочу, чтобы было больно и страшно, опиши мне за мои деньги, какой я прекрасный! Не смей меня учить – тебе не за то заплачено! И в девяноста процентах случаев писатель делает, что велено. Он всё готов поправить – он прикидывает, что будет лучше продаваться. И в этот момент он умирает как писатель.

Сделать что-то стоящее в литературе может только человек свободный – от желания заработать в том числе. Очень славно, когда хорошая книга приносит хорошие деньги – но это, к сожалению, случается не так уж часто, а сейчас и вовсе… Поэтому нам всем приходится выбирать, писать за деньги, «коммерческий проект», «эта книга взорвёт вам мозг», для издателя, на премию – или писать то, что чутьё велит. Правду писать.

А история нам говорит, что за правду платить не так уж и рвутся.

Поэтому – да сохранят пиратов Небеса! Да здравствуют Либрусек, Флибуста и все прочие бесплатные библиотеки со свободным доступом!

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ko_tatiana
Feb. 16th, 2017 01:44 pm (UTC)
это все очень красивые и отчасти верные слова, если выкинуть из головы то, что чтобы создать неплохую книгу, писатель должен посвящать ей очень много времени и чем-то питаться в этот период.
А чем он будет питаться, если его труд раздают бесплатно, как флаеры у метро?
Ты вот указала на то, что настоящий писатель немного не от мира сего, личность возвышенная, - тогда как такая личность может посвятить себя своему творческому труду, если, чтобы выжить, ему придется устроиться на обычную работу с утра до вечера? Возникает противоречие. Вы требуете от писателя духовности, но забываете о том, что ему надо где-то жить и чем-то платить за электричество.
Писать книги - а тем более хорошие книги - это адский труд. Любой труд должен оплачиваться. Писать книги - такая же работа, как все остальные.
А теперь поставь свою работу на место писательской, и представь, что тебе за нее не платят. Вдохновляет такая ситуация?
очень много талантливых писателей перестают писать потому, что им надо прокормить своих детей, и они идут заниматься тем, что приносит деньги.
dasonok
Feb. 16th, 2017 03:01 pm (UTC)
Отчасти согласна с вами, но в то же время мне трудно понять - как это писать "на заказ", "потому что надо". Тут если нет вдохновения, даже жалких три предложения не напишешь....Может действительно надо пожить в чужой шкуре, чтобы понять...
ko_tatiana
Feb. 16th, 2017 03:05 pm (UTC)
не знаю, кто сейчас на заказ пишет, если честно... какие-то коммерческие проекты, разве что, где в месяц по книге выходит...
большинство писателей пишет от души, по вдохновению и не очень быстро.
я сама ничего не имею против пиратов, все мои книги в свободном доступе и я с этим не борюсь. но меня немного коробит, когда это воспринимается как должное и когда считается, что писатель ничего не должен зарабатывать, а пусть ходит босяком.
Ну, большинство русских авторов и правда босяки.
dasonok
Feb. 16th, 2017 03:08 pm (UTC)
но и нас бедных читателей можно понять.... когда книга стоит около 300грн, то ты максимум купишь 1 за три месяца, может перечитаешь ее еще 1 раз и продашь на барахолке за копейки. А если зарплата всего-то как 10 книг, много ли ты вообще купишь? А читать хочется, ой как хочется... Я стараюсь быть честной - две книги скачала, одну купила (в эл.виде), но не всегда.... жажда читать пересиливает отсутствие денег...
ko_tatiana
Feb. 16th, 2017 03:45 pm (UTC)
я уже прокоментила выше, что ничего против пиратства не имею. Но нельзя воспринимать это как должное и считать, что писатель обязан работать бесплатно. Просто в нашей стране такая ситуация - у людей нет денег на книги, а писатели работают задаром. вот такая унылая гармония, к сожалению.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

dasonok
Танюшка

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com