Танюшка (dasonok) wrote,
Танюшка
dasonok

Он прав, черт возьми..... он прав...

Взято из интервью
отсюда
https://buklya.com/intervyu-max-dalin.html
***************************************************
Как Вы вообще относитесь к шумихе по поводу Либрусека? Согласны ли с тем, что некорректно выкладывать произведения в свободный доступ?
**************************************************

Во-от! Вот ещё одна причина, по которой я с издательствами не сотрудничаю. Копирайтинг этот проклятый, кромешная политика авторского права, родом из каменного века – убийцы книг и литературы в целом.Что значит «некорректно»? Книги пишутся для того, чтобы их читали. От сотворения мира книги именно для этого и писались. На заре грамотности – одна Библия на всю деревню; в советские времена – один томик Булгакова или Шекли на весь класс. Всегда были библиотеки. Всегда обменивались книгами. Всегда переписывали от руки, перепечатывали на машинке. И никогда «бесплатное» чтение не считалось неким преступлением, за которое надо отрывать руки и головы.

Лев наш Николаевич Толстой готов был даром раздавать свои сказки и азбуку малоимущим – ему гад-издатель, желающий заработать, не дал. Мандельштам, как легенда говорит, стукачам свои стихи читал – от безнадёжной невозможности найти слушателя, не говоря уж об издателе. Шаламов, Гинзбург, Жигулин – как угодно бы дали читателям свои тексты, да не было у них шансов совсем, ведь, как известно, ««Эрика» берёт четыре копии» — да и те копии нельзя распространять под страхом ареста. Но наши пишущие современники, которые в подмётки не годятся любому из перечисленных писателей, готовы удавиться за неполученный медный грош: ах, мой опус кто-то прочитал даром! Ах, книга – это коммерческий проект!

Да грош и цена книге, которая – коммерческий проект! Хочешь заработать денег – иди шить сапоги, как Зощенко. Колбасой торгуй. Пиши, наконец, подённо в газету, как Чехов. Но позиция писателя «Ах, меня обокрали» привела нашу литературу в очень нехорошие места.

Даже за рубежом пишут, что авторское право и эксклюзивное право издателя может закрыть читателям доступ к огромному большинству книг. Наглядно: издатель купил права на пять лет, издал пятитысячным тиражом – и всё. Книги разошлись. Дополнительный тираж по какой-то причине не вышел. Другие издательства предпочитают эксклюзив – не берут то, что уже засветилось в прессе и книжных магазинах. В свободном доступе книги нет. И где её взять тому, кто в ней нуждается?

Или – пример поближе. Я очень люблю некоторых малоизвестных советских писателей. Где мне брать их книги? В букинистических магазинах? Так должно невероятно повезти – и далеко не всегда везёт. Современный издатель «этим старьём» не интересуется. Так где? Да здравствует не Либрусек даже – Флибуста и другие совсем пиратские ресурсы! Они очень бережно, гораздо бережнее, чем все издатели вместе взятые, сохраняют нашу литературу и доносят её до читателя.

Берут моё? Да на здоровье! Пусть берут. Книге нужен читатель. Я ещё и спасибо скажу.

Быть может, когда-нибудь и попробую этот самый новомодный краудфандинг – экое слово, и не выговоришь! – но убирать тексты из открытого доступа не стану и в таком случае. Кинут копейку в шляпу уличному сказочнику – спасибо, нет – не стану пенять на это. Всегда говорил, что «пиратские сайты» — великое благо, и снова повторю. Они молодцы и делают прекрасное дело.

А продажная лихорадка, превращение книги в коммерческий проект – ещё и для писателя опасны крайне. Для таланта. Дело в том, что писатель должен быть духовно свободен, не ангажирован никем. «Зависеть от царей, зависеть от народа – не всё ли нам равно? Нигде и никому отчёта не давать – себе лишь самому», — единственно верная позиция. Но ведь тяжело этой позиции придерживаться, если продаёшься.

Писатель сам не замечает, как превращается в холуя. В официанта при читателях превращается, «чего изволите-с», в раба аудитории. Читатель приходит и говорит: я тебе деньги платил, давай мне за это хэппи-энд, сделай, чтоб у героя эльфа была в любовницах, да с большим бюстом! Сделай, чтоб наши победили! Не хочу, чтобы было больно и страшно, опиши мне за мои деньги, какой я прекрасный! Не смей меня учить – тебе не за то заплачено! И в девяноста процентах случаев писатель делает, что велено. Он всё готов поправить – он прикидывает, что будет лучше продаваться. И в этот момент он умирает как писатель.

Сделать что-то стоящее в литературе может только человек свободный – от желания заработать в том числе. Очень славно, когда хорошая книга приносит хорошие деньги – но это, к сожалению, случается не так уж часто, а сейчас и вовсе… Поэтому нам всем приходится выбирать, писать за деньги, «коммерческий проект», «эта книга взорвёт вам мозг», для издателя, на премию – или писать то, что чутьё велит. Правду писать.

А история нам говорит, что за правду платить не так уж и рвутся.

Поэтому – да сохранят пиратов Небеса! Да здравствуют Либрусек, Флибуста и все прочие бесплатные библиотеки со свободным доступом!
Tags: ДалинМакс, цитата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments